Гостомель

Гостомель в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913
Гостомель в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913
Гостомель, 2023


Киевская область, Бучанский район

Первые письменные упоминание о Гостомеле относятся к 1496 году, когда великий князь Александр Ягеллончик передает село Гостомель князю Ивану Глинскому. В начале 17 века, при власти Станислава Харленского, сооружается небольшая деревянно-земляная крепость, ориентировочно локация нынешнего поселкового совета. После сооружения крепости, в 1614 году король Сигизмунд Третий даровал Магдебурское право самоуправления Гостомелю, который в тот момент находился в составе Дымерского староства Киевского повета Киевского воеводства Малопольской губернии.

В 1689 году, после утверждения Вечного мира между Речью Посполитой и Московским царством, Гостомель становится пограничным городком. Граница  между двумя государствами прошла по руслу речке Ирпень, в районе переправы была установлена таможня  и пограничная застава. Со временем и контрабандисты стали обживать окрестности, пользуясь лесисто-болотистой местностью, которую сложно было контролировать польской и российской пограничной стражей.

Не только контрабандистов привлекало пограничье. Так, например, во время польской борьбы с повстанцами Семена Палия, 13 февраля 1694 году польские войска во главе с шляхтичем  Бальцером Вильгой захватили Гостомель, который до этого уже контролировался казаками Палия. После “освобождения” местечка поляки взяли трофеями сорок лошадей, двадцать волов, и нанесли убытка на сумму пять тысяч золотых.

В 1747 году, а затем и в 1758 Гостомель захватывали  гайдамаки, о чем сохранились жалобы владельца местечка шляхтича Якубовского.

После таких беспокойных лет благосостояние местечка стало падать, и согласно данных 1771 года в Гостомеле насчитывалось всего 52 домохозяйства.

Первое письменное упоминание о местных евреях относится к польской налоговой ревизии 1775 года, где значится, что в местечко Гостомель  проживало 7 евреев, также в соседних селах Блиставица и Яблонька (ныне улица Яблонская города Буча) проживало еще четыре представителя еврейской общины.

Спустя всего три года, в 1778 году, община Гостомеля насчитывала уже 9 человек, в Яблоньке так же было два еврея, но местная община уже подчинялась кагалу местечка Дымер.

В этот же год  владелец местечка Юзеф Якубовский получает у короля привилегии на проведения 10 ярмарок в год. Такие привилегии должны были положительно повлиять на экономическое состояние маленького Гостомеля, которое в течение всего 18-го века больше напоминало село, чем местечко.

В ревизии 1784 года еврейская община Гостомеля состояла уже из 11 человек, в селе Яблонька  проживало 3 еврея, а в селе Блиставица - 5.  Гостомельский подкагалок была снова переведен в юрисдикцию кагала Бородянки.

После раздела Польши в 1792 Гостомель оказывается в Киевском уезде Киевской губернии.
После указа 1804 года в рамках улучшения учета населения каждая еврейская семья получила наследственную фамилию.
К сожалению, ревизий 1806 и 1811 годов не сохранилось в архиве области, поэтому самая ранняя ревизия времен российского владычества, которой мы располагаем, относится к 1816 году. Из этого документа, известно, что еврейское общество Гостомеля является центром  кагального самоуправления, и состоит из 72  мещан. В документе учитывалось  только мужское население всех возрастов, поэтому ориентировочно общая численность общины могла быть в два раза больше, достигая ста пятидесяти человек.

Кагальными старшинами в это время были - Арье Иосифович Гостомельский, возрастом 30 лет, и  Беня Волькович Шатейко, возрастом 31 год.
Первая страница ревизии 1806 года
Первая страница ревизии 1806 года
Всего спустя два года, в 1818 была проведена дополнительная ревизия Гостомеля, с целью дополнить данные о пропущенных в прошлой ревизии, и оказалось, что численность учетного мужского еврейского населения местечка выросла и дополнилась новыми 42 мужчинами. Действительно ли пропустили этих людей в учете раннее, или в это время была такая высокая миграция из бывших польских владений не ясно, но таким образом община выросла до 114 мещан - и это только мужчин. Можно предположить, что и женщин было ориентировочно столько же, поэтому условно будем считать, что численность общества была 220-230 человек.

В 1831 году местечко выкупил дворянин-католик Феликс Березовский, который основал в местечке ряд новых мануфактур: в южной части городка кожевенный завод, а на западной окраине в фольварке  Балановка - винокурню, пивоварню и сахарный завод.

Новый помещик столкнулся с нехваткой образованной рабочей силы, которая могла бы эффективно работать на новых предприятиях, поэтому уже в 1832 году в Гостомеле было основано элементарное еврейское училище, а так же церковно-приходская школа для православных.

В 1834 году, 30 апреля, проводится новая ревизия еврейского населения, из которой известно,  что община состояла из 82 семей, численностью 395 человек (212 мужчин и 183 женщины). Кагальными старостами в это время были Янкель Абрамович Вайсборг, возрастом 42 года, и всё так же продолжал быть на должности Арье Иосифович Гостомельский.

Согласно данным Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона, изданной в 1908 году,  численность общины в 1847 году была 407 человек, однако первоисточник этих данных не указан.

20-го октября 1850 года была проведена очередная ревизия, согласно которой в местечке проживало 78 семей, численностью 444 человек (220 мужчин и 224 женщины).

Поскольку система еврейского самоуправления – кагал, была ликвидирована в 1844 году, то для помощи в проведении ревизий были определены ответственные из Гостомельского еврейского общества - Кравецкий Мошко-Бер Аврумович, возрастом 52 года, и Волько Мошкович Хайченко возрастом 67 лет.

Спустя восемь лет новая ревизия, и по данным от 30-го мая 1858 года в Гостомеле числилось 67 семей, общей численностью 458 человек (215  мужчин и 243 женщины).
Результаты ревизии подписали назначенные Гостомельским еврейским обществом ответственными за проведения ревизии – Ицко Шмулевич  Козаровский, возрастом 45 лет,  Мордко-Овсей Менделевич  Гостомельский (54 года), и раввин местечка – Мошко Ариевич  Гостомельский , возрастом 46 лет.

Несмотря на то, что данную ревизию подписал ребе, впервые письменное подтверждение зарегистрированной синагоги в Гостомеле мы находим в документах за 1863 год. Само собой, такая большая община имела синагогу и молитвенные дома и ранее, вероятно, с самого начала 19-го века, но по каким-то причинам документов об этом в архиве области не сохранилось.

В 1864 году выходит краеведческий труд Лаврентия Похилевича, с описанием населенных пунктов Киевской губернии, из которого можно узнать, что в местечке Гостомеле проживало  304 еврея, а так же 631 православный (также в селе Блиставице 320) и 5 католиков. Почему цифра еврейского населения указана меньше, чем в последней ревизии, которая прошла шесть лет назад?
Объяснить можно разницей между наличным и прописанным количеством населения, некоторая часть еврейских мещан находилась на заработках в соседних более крупных городах, включая Киев.

В 1870-е в местечке основывается крахмальный завод, и, как всякое новое предприятие, он способствовал экономическому благосостоянию.

Из ревизии 1875 года для военнообязанных сложно узнать полную численность еврейского  населения, однако можно узнать, что в городке уже проживало 133 еврейские семьи.

В 1884 году происходили выборы  на должность главного казенного раввина Киевского уезда. Гостомельское еврейское общество тогда большинством голосом (15 за, 3 против) проголосовало за кандидатуру Керзнера Ильи Гершковича.

Согласно сохранившихся документов известно, что право голоса от имени общины  имели восемнадцать выборщиков  - Овсей Рудницкий, Шая Хайченко, Дувид Слуцкий, Моть Коршак, Ицко Залман, Борух Межирицкий, Айзик Овруцкий, Ицко Горвик, Ицко Новицкий, Тевель Коршак, Дувид Гринблат, Аврум Ножницкий, Лейба Кудерман, Иось Гостомельский, Моисей Гостомельский, Мордко Гостомельский, Сруль Гостомельский, Янкель Гостомельский.

В статистических данных населенных пунктов уезда 1885 года упоминается наличие в Гостомеле   синагоги. В местечке действовали три  водяных и одна ветряная мельницы, функционировала  смоляная и лесопильные мануфактуры, кирпичный завод, а также была винокурня и пивоваренный завод, два постоялых двора.

В ряде документов губернского управления полиции упоминается, что конце 1890-х в Гостомеле был основан первый подпольный социал-демократический кружок, главой которого был Череваческий, а его заместителем Левицкий.

В 1890-е годы, согласно записям метрических книг еврейского общества Гостомеля, старостой общины был Иосиф Файбишенко, а функции  моэля исполнял Овсей Рудницкий. Но в этот период рождаемость была крайне невысокая. Например, за апрель 1898 года родилось всего 15  человек, а в марте 1905 всего один ребенок. Это связанно с тем, что члены общины предпочитали чаще  ездить за медицинскими услугами, в том числе родами, в Киев.

В 1897 году прошла первая всероссийская перепись населения, по итогам которой известно, что в Гостомеле проживало 2001 человек, из которых евреями было 916, таким образом численность общины составляла 45,8% от общего числа гостомельчан.
Гостомель на карте 1900 года, на юге местечка видно еврейское кладбище
Гостомель на карте 1900 года, на юге местечка видно еврейское кладбище
Уже в 1900 году численность населения  выросла до 2184 человек. В это время в городе действовало 12 торговых лавок, 1 магазин, водяная мельница, две кузнецы, 2 питейных заведения. В этом же году открылась двухклассная земская школа.

Погромная волна 1905 года не обошла и Гостомель. Тогда на фоне революционных событий и принятия манифеста 17-го октября, в местечке произошло два еврейских погрома.

Первый погром произошел 20 октября, когда утром на центральном базаре местечка собралась толпа в триста человек селян из села Мостище, Демидова и Литвиновки. К обеду приехали еще около ста селян из сел Яблонька и Озера. Толпа с лозунгами  - “Пусть живет самодержавие”, заставив местного священника отслужить молебен за здравие Императора, разгромила и ограбила 23 еврейских лавки и 14 домов, так же подверглись грабежам лавки землевладельца Красовского.

Известно, что во время ограбления аптечного склада попытался оказать сопротивление сын приказчика этого склада, Нухим Слуцкий. Нухим успел два раза выстрелить из револьвера, пока не был обезоружен и избит толпой погромщиков. Усмирить толпу в течение дня пытались местный пристав и староста волости, но все равно погром длился до девяти вечера, после чего был разогнан  полицией.

Второй погром произошел на следующий день, когда к десяти утра из соседнего села Мостище прибыло около 50 человек и успело разгромить три еврейских дома, после чего местные жители, вооружившись кольями, смогли прогнать погромщиков. Еврейская энциклопедия утверждает, что в погромах принимали участие немецкие колонисты, однако источник данной информации не указан.

С 1906 года должность казенного раввина местечка занимал Карабельников Иосиф-Лейб, 1867 года рождения.

В 1910 году в Гостомельской волости, кроме самого местечка, также евреи проживали и в следующих населенных пунктах: в Ирпене – 13 семей, в Буче – 8 семей, в Ворзеле – 6 семей, село Хмельная – одна семья, село Микуличи – 3 семьи, село Киселевка – 5 семей, село Козинцы – 2 семьи. Почти все вышеперечисленные семьи занимались торговлей – мучной, мясной, бакалейной.

В 1912 году киевский купец второй гильдии Гиберман Шама Гершкович начал строительство стеклянного завода на землях дворянина Василия Красовского, сроком на 12 лет с правом продления. В проекте, поданном на рассмотрение губернского правления, указано, что после выхода завода на проектную мощность ожидаемая численность рабочих будет 1412 человек. Численность достаточно фантастическая, так как всего населения Гостомеля в тот момент было 2300 человек.
До 1917 года на заводе работало 400 работников. Сырье - кварцевый песок - бралось в местных карьерах, а топливом была древесина и торф. С 1919 по 1923 годы завод не работал.
Когда в 1914 году началась первая мировая война, на фронт было призвано около пятидесяти гостомельчан, среди которых двадцать три человека были из местной еврейской общины:
Дворский Зельман Симхович (14-й запасной полк), Левицкий Сруль Яковлевич (178-й пехотный Венденский полк), Директор Аарон Менделевич (131-й пехотный полк), Чеповский Абрам Мошкович (166-й пехотный Ровненский полк), Сагал Вольф Мордухович (4-й пехотный запасной полк), Рудницкий Давид Вениаминович (328-й Новоузенский полк), Стражник Иосиф Вольфович (48-й пехотный полк), Гримблат Евсей Юделевич (282-й пехотный Александрийский полк),  Рудницкий Шая-Овсей Лейбович (175-й пехотный Батуринский полк), Осадчий Мордух Ицкович (22-й пехотный Нижегородский полк), Директор Литман Менделевич (11-й Финляндский стрелковый полк), Жук Ицко Вольфович (174-й пехотный Роменский полк), Дериш Лейба Шлемович (13-й стрелковый полк), Хайченко Ицко Симонович (415-й Бахмутский полк), Гостомельский Иуда Янкель-Иосифович (123-й пехотный Козловский полк), Ланда Леви  Мордкович (159-й пехотный Гурийский полк), Шмуклер Аарон Лейзарович (176-й полк),  Аш Зельман Лейзерович (38-й Тобольский полк), Слуцкий Санель Дувидович (28-й пехотный Полоцкий полк), Решуцкий Йона Мошкович (14-й запасной полк), Айзенберг Лейба Хаимович (137-й запасной батальон), Халинский Сруль (69-й пехотный Рязанский полк), Жаровский/Заровский Мотель Гершович.

В эти годы раввинами местечка было подано прошение об освобождении их от военной службы, отсрочку от мобилизации получили: раввин при гостомельском молитвенном доме № 1 Корабельников Лейба Абелевич, числящийся как ратник ополчения второго разряда, и раввин Шабашкевич Иось Борухович при гостомельском молитвенном доме № 3, так же числящийся как ратник второго разряда. (Ратники - это военнообязанные запаса, которых должны были мобилизовать в последнюю очередь, и только в ополчение, а не в действующую армию - прим. авт.)

В 1915 году в Гостомеле произошел небольшой скандал, связанный с эпидемиологической ситуацией и врачебным делом в целом  -  “…с минувшего сентября в м. Гостомеле заболели подозрительно по холере местные жители Лейба Кравецкий и его жена Роза. Получив эти сведения, был командирован стражник Шеремет для уведомления об этом участкового врача Файну Мошковну Пинус и эпидемического студента Зейликмана, для оказания медицинской помощи…прислуга сообщила, что врача нет, а студент спит и она его не решается разбудить…  спустя сутки врач так и не обнаружился на месте, а студент отказался госпитализировать больных, так как в земской больнице нет свободных мест…”. 
После чего стражник обратился к фельдшеру эпидемиологического отряда Лычковской Марие Андреевне, которая так же отказала госпитализировать больных, по причине закрытия больницы на праздники.
Госпитализировали и лечили ли заболевших супругов Кравецких, из отчета не понятно, но по итогу  рекомендуется “…евреев на медицинскую службу по возможности не принимать, так как игнорируют свои обязанности и к службе относятся крайне отрицательно…”.

К таким выводам приходят на основании национальной принадлежности местного  медицинского персонала. Так, в Гостомельской земской больнице состоянием на октябрь 1915 года числилось: врач еврей, две фельдшерки еврейки, студент-эпидемиолог еврей. В эпидемиологическом отряде: врач еврей, брат милосердия еврей, две фельдшера – русская и еврейка, санитар еврей, пять сестер милосердия - русские. В яслях и питательном пункте: заведующий еврей, сестра милосердия еврейка, пять рабочих - русские.

После падения монархической власти, бывшая империя стала распадаться на отдельные национальные государства. Процесс становления новой политической реальности в регионе сопровождался гражданской войной, известной в современной историографии, как Украинская революция 1917-1921 годов. В Гостомеле в это время произошло два погромных эпизода, когда вооруженные отряды устраивали грабежи и насилие над еврейским населением:

В сентябре 1919 года Добровольческая армия - в молельнях со свитков Торы сорвали чехлы, а свитки разбросали по земле. Часть свитков успел спасти Нота Гольдман.

В ночь на 15 февраля 1921 пятьдесят бойцов отряда Орлика в осуществили нападение на стекольно-химический завод и провели еврейский погром, а сразу после этого выдвинулись в поход на местечко Бородянка.

После окончания боевых действий начались миграционные процессы, связанные с отменой черты оседлости, и большая часть еврейского населения перебралось в Киев. Например, по переписи 1939 года, в Гостомеле оставалось 165 лиц еврейской национальности, что составляло 3,5 процента от общего количества жителей поселка.

Как выглядела еврейская жизнь местечка в период интербеллума достоверно не известно, но близость столицы влияла на модернистские процессы, и поэтому патриархальность, характерная для дальних штетлов, здесь не наблюдалась, судя по воспоминанию старожилов.

А затем началась  новая война, и уже спустя два месяца, 24 августа 1941 года, поселок был оккупирован немецкими войсками. Во время оккупации в поселке действовал отряд вспомогательной полиции, в народе просто – полицаи, численностью 32 бойца. Главой отряда был некий Бакланов, бывший капитан красной армии. Выявленных евреев депортировали в Киев, где они были убиты в Бабьем яру.

Во время второй мировой войны было мобилизовано более 620 уроженцев Гостомеля, среди них лиц еврейской национальности было 72 человека.

На городском кладбище Гостомеля похоронен сержант Бурман Семен Меерович (1908-1979), полный кавалер ордена Славы, уроженец Фастова, который в послевоенное время жил и работал в Гостомеле.

В послевоенные годы небольшая часть евреев вернулась в родной город, также здесь проживало некоторое число граждан еврейской национальности, работающие на стеклозаводе и авиазаводе.

В 1999 году в поселке проживало около двадцати евреев.

В марте 2022 года, во время российского вторжения, был разрушен стекольный завод, авиазавод, большое количество жилых и хозяйственных зданий, погибло около ста горожан. После освобождения поселка  в числе прочих оказавших гуманитарную помощь пострадавшим горожанам была и Федерация еврейских общин Украины.
Территория еврейского кладбища в Гостомеле на карте РККА 1937 года Жилая застройка на месте кладбища
Территория еврейского кладбища в Гостомеле на карте РККА 1937 года Жилая застройка на месте кладбища
На картах губернии масштабом три версты, кладбище в Гостомеле уже отмечается в 1868 году,  приблизительно на расстоянии в 500-600 метров на юг местечка от жилой застройки.
Наличие кладбища прослеживается и на картах РККА, выпущенных в начале 1930-х годов, однако в послевоенной топографии кладбище не фигурирует. По воспоминанию старожилов, кладбище было разрушено при немецкой оккупации. В 1950-е годы кладбище было окончательно срыто, а на его месте был организован карьер по добыче песка для нужд стекольного завода. В конце 2000-х годов территория бывшего карьера была застроена жилым комплексом.
Автор:
Павел Зельдич


Источники:
1) Зборовский А. Газета “Ирпенский вестник”, август 2002
2) Собчук В.М. “Гостомельский край: история и современность”, 2017.
3) Российская еврейская энциклопедия
4) Похилевич Л.И. “Сказание о населенных местностях губернии” 1864 г.
5) ЦДІАК (Центральный государственный исторический архив Киева) ф.274, о.1, д.3624 “Переписка с киевским губернатором о политической проверке лиц, работающих в госпиталях и санитарных частях”
6) ДАКО (Государственный архив Киевской области) ф. 1, о. 331, д. 690 “Прошение раввинов  об освобождении их от воинской повинности”;  ф. 280, о. 2, д. 318, 337, 447, 790, 1360 “Ревизские сказки 1816-1858 годов”; ф.1, о.330,д. 154 “Выборы раввинов 1884 год”
7) Шехтман И.Б. “История погромного движения 1917-1921”, том 2. Берлин, 2015
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект